• Пошук
044 501-19-52
050 337-07-17
067 440-80-04
063 734-2-734

Допуски масел для мототехники

28.02.2017


В современной мототехнике применяются два типа двигателей: двухтактные и четырехтактные. Конструктивно они достаточно сильно отличаются друг от друга и, естественно, предъявляют разные требования к применяемым смазочным материалам. При этом производителями четырехтактных моторов мото- и водной техники, не смотря на идентичность конструкции с автомобильными бензиновыми моторами, регламентируется применение иных смазочных материалов.
Масла для мототехники, как и автомобильные масла, имеют различные характеристики и свойства, определяемые не только составом базовых масел и присадок, но и допусками.

 

Характеристики современных масел для двух- и четырехтактной мототехники регламентируются, в первую очередь, спецификациями JASO JASO T 903:2006 (Japanese Engine Oil Standards Implementation Panel), которые, в свою очередь, основываются на спецификациях API TC, однако с дополнительными требованиями и ограничениями по своим свойствам.

2-тактные спецификации JASO

JASO FA – базовая спецификация, регламентирующая смазывающие и моющие свойства масла, его склонность к дымообразованию и образованию нагара в выхлопной системе (ее блокированию).

JASO FB – более строгие, по сравнению с FA, требования по всем ключевым показателям: улучшенные смазывающие и моющие свойства, уменьшенное дымообразование.
Перекрывает FA.

JASO FC – улучшенные моющие свойства, значительно более строгие требования по дымообразованию и блокированию выхлопного тракта. Смазывающие свойства такие же, как у FB.
Перекрывает FB.

JASO FD – значительно улучшенные моющие свойства. По остальным показателям требования соответствуют спецификации FC.
Перекрывает FC.

4-тактные спецификации JASO

В составе современных автомобильных моторных масел содержится значительное количество модификаторов трения, призванных свести трение и механический износ движущихся частей к минимуму. Однако, в мототехнике смазка двигателя, трансмиссии и сцепления нередко происходит одним и тем же маслом. И если максимальное снижение трения является безусловным плюсом для двигателя, то для корректной работы трансмиссии и мокрых сцеплений, масло, наоборот, должно обладать фрикционными свойствами и обеспечивать определенную долю механического контакта между смазываемыми компонентами.

Основными характеристиками четырехтактных масел являются: индекс динамического трения (DFI), индекс статического трения (SFI) и индекс времени остановки (STI). Исходя из фактических характеристик, масла делятся на две крупных категории: MA и MB.

В большинстве четырехтактных мотоциклов с мокрыми сцеплениями применяются масла, соответствующие спецификации JASO MA. В маслах класса MA не применяются модификаторы трения.

JASO MA – специальное масло, не содержащее в своем составе модификаторов трения. Применяется в двигателях, коробках передач и мокрых сцеплениях.
Масла спецификации JASO MA делятся на две подкатегории: MA1 и MA2.

JASO MB – моторные масла, содержащие в своем составе модификаторы трения, подобные автомобильным. Обеспечивают наибольшую среди мотомасел защиту от трения и износа. Не допускается применение в технике, для которой регламентировано использование масел JASO MA.

Для получения одобрения JASO, индексы динамического трения, статического трения и времени остановки масла должны находиться в установленных стандартом пределах, а также они должны соответствовать, по крайней мере, одной из следующих спецификаций:

  • API SG, SH, SJ, SL, SM
  • ILSAC GF-1, GF-2, GF-3
  • ACEA A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5, C2, C3
  JASO MA JASO MB
Индекс динамического трения (DFI) 1.45 - 2.5 0.5 - 1.45
Индекс статического трения (SFI) 1.15 - 2.5 0.5 - 1.15
Индекс времени остановки (STI) 1.55 - 2.5 0.5 - 1.55

Масла категории JASO MA подразделяются на подкатегории MA1 и MA2 в зависимости от своих свойств

  JASO MA1 JASO MA2
Индекс динамического трения (DFI) 1.45 - 1.8 1.8 - 2.5
Индекс статического трения (SFI) 1.15 - 1.7 1.7 - 2.5
Индекс времени остановки (STI) 1.55 - 1.9 1.9 - 2.5

 

Если все три индекса масла соответствуют требованиям подкатегории MA1 или подкатегории MA2, маслу присваивается соответствующая спецификация. Если же разные характеристики масла соответствуют разным подкатегориям, ему присваивается спецификация JASO MA.